П-ов Крильон (и одноименный мыс) - это нижняя левая оконечность о-ва Сахалин (меньше 40 км от Японии). Традиционная дорога на Крильон проходит по западному побережью через Невельск - Шебунино и дальше по берегу моря. Маршрут этот изъеженный разными внедорожниками. За год на мысу бывают сотни машин. По восточному побережью никогда сквозной дороги на Крильон не было. Была в советские годы просека на м. Атласова, и всё. Дальше у японцев были конные и пешие тропы. НО! Тем оно и интереснее... Начал бить это направление Южно-Сахалинский Джипер Клуб (ЮСДК) ещё в 2005 г. Пробили направления на Атласова с одной стороны (с северной) и к устью р. Ирша с другой стороны - со стороны Крильона. Никто толком не знал что между этими точками, но к преодолению спуска к Ирше (читайте про подъем с Ирши далее) мы тогда не были готовы. Ехали поджиповать, а там альпинизм... Решили оставить самое вкусное на следующий год. Пока в следующем году разминались на других направлениях, холмский клуб "Внедорожник" добил начатое нами. Но прошли они тогда с Крильона в сторону Атласова - Анивы. Там больше спусков и всего один подъем, хоть и не слабый. Прошло много лет, и вот возникла идея повторить этот маршрут, но в более сложном (обратном) направлении. Было бы предложено!
Исходя из высокой сложности рейда, машин решено было брать по минимуму (самые подготовленные), штурманов - по максимуму. В итоге поехало 4 экипажа - 3 из ЮСДК (Годзилла/Сафари Y60, Турбодед/ТЛК-73, bort723/MMC Jeep) и 1 экипаж из "Внедорожника" - Тиранозавр/Террано 21, в составе которых было 13 человек. Разумеется все машины очень далеки от стока, о чем сами сможете судить по картинкам.
И так... КАК ЭТО БЕЗОБРАЗИЕ ВЫГЛЯДЕЛО СО СТОРОНЫ ГОДЗИЛЛЫ...
Самым, и пожалуй единственным, неудачным днем рейда для нашей машины был день старта (суббота, 18 июня). Всё началось ещё до встречи на Эльбе, т.е. по пути в Аниву. Сначала послышался легкий запашок кипящего антифриза, потом поползла температура двигателя вверх, потом повалил пар из-под капота. Тогда даже в голове проскочила мысль - вот и съездили на Крильон... Но всё оказалось намного банальнее - оторвало одну из трубок системы охлаждения, и 12 литров свеже поменянного антифриза оказались на асфальте. Запаса антифриза с собой не было (лето однако...) и воды тоже (не на Луну ехали...). Залили полный радиатор из придорожной канавы, и снова в путь. В Аниве взяли антифриза в надежде поменять на него воду из канавы на Урюме. Но не там то было. Радиатор у меня стоит от муфтового Сафаря, и всё днище в защите. До сливной пробки добраться - целый гемор. Короче решили не заморачиваться. До Могучей долетели за пару часов, попутно пособирав трубача.
На подъезде к Могучам глянули на часы (был третий час дня...) и возникла мысль ходом пойти на Атласова (изначально планировалась ночевка на Могучах). НО! Фросс (5ый экипаж на Эскудо) то ехал провожать нас до Могучей... Не бросать же его на сутки там одного со своим экипажам (приливы/отливы в то время были одинарными - если проморгал, жди следующего через сутки)...
Применив определенные хитрости, заманили его с собой на Атласова Но на самом деле не представляли, что дорога окажется настолько непростой. 6 лет назад был асфальт! Про дорогу Макс расписал всё в красках. Примерно так и было... Добавлю только, что оба привода на Годзилле были порваны на расстоянии 50 метров один после другого. С передним ясно - борзанул, обогнав штурманов... Ну шла тачка по болоту ходом... А там канава... А вот с задним до сих пор ничего не пойму. Шел даже без блокировок... Хотя у квадриков, наблюдавших за процессом переезда той жопы, волосы на голове дыбом встали когда я через нее ломанулся. Уровень коньяка в крови к тому времени превышал уровень самой крови
Но да ладно, с шутками и прибаутками всё же добрались до Атласова в четвертом часу утра. Спасибо кентам, которые привезли полуоси - Фроссу (чьи привода собственно были), Панде, Черному, Пилоту, Лёне (кто ещё был - не знаю), которые доставили полуоси до Могучей, и Поснову с Рыжим, которые доставили полуоси на лодке до Атласова. По пути до Атласова ещё спалили мотор задней лебедки, спускаясь на ней к речке (никогда не спускайтесь с крутых спусков на электрической лебедке!). На этом все поломки для Годзиллы в рейде закончились.
Второй день провели на Атласова в ремонтах и подготовке к настоящему эндуро. Могучи - Атласова были скучной тренировкой...
Третий день начался с хорошего дождя. Шел всю ночь и продолжался до после обеда. Но это нас конечно же не могло остановить... За день преодолели рок-кроулинговую часть маршрута, добираясь по берегу до места первого подъема. Валуны сука были знатными. Было весело! Но никто даже не застрял...
За остаток дня подняли 2 машины на верх - Болотина и Деда. Высота подъема была по моим прикидкам с 5-этажный дом (метров 15). ЖПС говорил 20 м. Большинство оценило его в 20-30 м... Угол однозначно превышал 45 градусов. Было градусов от 50 до 70-80, в зависимости от высоты подъема.
Годзилла с Тиранозавром остались на берегу, привязанные к тенту. Серега Болотин закончил тот день на 3WD (порвал привод прямо на самом верху подъема).
Четвертый день... Подъем Тиранозавра и Годзиллы занял в общей сложности 2 часа с небольшим.
Перекусив на верху макаронами с мясом...
двинулись дальше... Про бамбук ничего писать не буду. Всё видно на фотках. Это настоящие джунгли!!! Пешком по нему идти местами просто не реально! Забегая врепед, скажу, что многим участникам рейда (особенно штурманам) он ещё долго снился в кошмарных снах!
Отъехали метров 30. Я словил хороший крен. Пока раскантовывался, глядим вперед и не поймем... У Тиранозавра открыта дверь багажника, и запаска расположена как-то странно... Потом поняли, что это была боковая дверь, открытая снизу вверх, а запаска была колесом переднего моста, находящимся в горизонтальной плоскости...
Штурмана за фотоаппараты, я всем своим словарным запасом на них чтоб разматывали лебедку. Поставили Тиранозавра на колеса в течение минут 5. Террано лишился переднего стекла, зеркала и шноркеля (стеклопластик! ) Двинули дальше. Трэка ни у кого не было, и по памяти маршрута 5-летней давности никто не помнил. К тому же в этот раз, учитывая прошлый опыт Внедорожника, решили отходить подальше от края плато. Сначала Тиранозавр шел первым, но регулярно подвисал на бамбуке. Пошли первыми мы на Годзилле. Машина тяжелая, шли хорошо. Но не уверен насколько это помогало идущим сзади... Бамбук - не трава! И даже не лес... Он намного хуже! Он толком не приминается.
В общем после долгих плутаний наконец вышли к двойному спуску, на который нас выводил Шум, зашедший на него пешком с моря. В тот день у меня почти выработался иммунитет к левым кренам. Они были практически постоянными. Штурманам на улице было страшнее, чем мне в кабине! Но всё обошлось... Спуск сука был не комфортным...
Причем до первой полки он был короче и положе. С полки до моря спуск был с 12-этажный дом, с уклоном градусов 70. Последние 2 машины спускались уже при свете фар с берега. Но всё прошло без эксцессов. Спускали всех только на 2 полипропиленовых канатах (второй спуск). Канаты плавились...
До Ирши оставалось около 4.5 км, и берег был проходным (как мы тогда думали). Решили доехать уже до точки и там расчехляться ещё на денек. Проскочили 4 км быстро. По дороге встретили несколько десятков енотов и лис. Когда по ЖПС оставалось 150 м до Ирши, уперлись в непроходной прижим. Но было время полного прилива. Решили вернуться на Петровку и на слеующий день разведать глубину при отливе.
Пятый день.
Полный отлив оказался всего на 20 см ниже полного прилива (за несколько дней пути карта приливов/отливов перевернулась с ног на голову)...
Сначала были мысли обойти его верхом, но я ездил в тех краях на снегоходе зимой. Лес кругом, плюс сам "пупок" был достаточно крутым и продолжительным, и весь в бамбуке. В принципе, пройти было можно, но заняло бы это несколько дней, и наверняка у нас не хватило бы топлива как минимум для пил. Кто-то неосторожно предложил переплыть прижим... Это 150 м по прямой при неизмеримой глубине... Сначала никто не принял это предложение всерьез. Но когда поняли, что других вариантов нет (путь назад не рассматривался), принялись за обсуждение. Архимед знал, что у нас будет такое эндуро, и придумал свой закон! Прикинув объем водоизмещения, который нужно было достичь, берег на протяжении 5 с лишним км был очищен от всех емкостей, начиная от полуторалитровых бутылок до 200-литровых бочек. Объем водоизмещения расчитывался из расчета переправки Годзиллы, как самой тяжелой машины (под 4 тонны).
Собрав всё, что можно, оставались сомнения, что этого не достаточно. Арифметика не сходилась... Архимед с нами был не согласен. Тем не менее решили устроить тестовые заплывы Годзиллы не отходя от лагеря.
В суете Серега Болотин как-то порвал второй передний привод и остался на 2ВД.
День шестой. Завершив с утра обвязку Годзиллы, всё было готово к тестам.
Как положено, разбили об нос бутылку шампанского (в виде вылитой на капот водки), водрузили Андреевский флаг...
поставили антенну Фуруно, бабу на нос (та, которая на парусниках стояла) в виде какой-то страшной рыбы...
и под Марш Славянки начался спуск со стапелей. И она сука поплыла!
Правда обнаружился небольшой дифферент на корму, на левую сторону. Конструкцю доработали дополнительными поплавками, и автомобиль-пароход Годзилла обрел бескреновую плавучесть!
Необходимое водоизмещение было достигнуто шестью 200-литровыми бочками, 2 из которых был наполнены пластиковыми бутылками, поплавками, просто бутылками, 65-литровым алюминиевым баком спереди и надутой тракторной камерой под днищем. Единственное, что не получилось - это плавать своим ходом. Все 4 колеса были под водой полностью, поэтому движения не обеспечивали ни вперед, ни назад. Но это также не было проблемой. Веревок было полно, чтобы перетаскивать машины с одного берега бухты на другой, да и пара лодок у рыбаков была.
Выдвинулись в полном снаряжении от верфи до "порта отбытия". Это метров 600 по берегу с креном. Клиренс по бочкам был см 20 (максимум).
Команда из 4 человек всю дорогу обеспечивала их "парение" над песком, бегая с одной стороны на другую. В общем добрались до порта без приключений.
Ещё раз оценив акваторию, возникли опасения, что при прямом перетягивании машины с берега на берег есть вероятность зависания парохода на бочках на двух подводных хребтах, отходящих от скал под прямым углом в море. Это было бы чревато... Поэтому уговорили рыбаков помочь нам баркасом. Пока туда-сюда, причалил баркас.
Не успев опомниться, Годзилла уже оказалась на плаву. На борту был капитан (собственно я...) и матрос Стас с шестом. В баркасе 2 рыбака и Серега Фролов с Димой с Прадо 015.
Переход оказался длинным... Чтобы обойти подводные хребты, пошли от берега подальше в море.
И тут началось...
Сначала несколько раз зацепили колесами и бочками за камни. Потом переднее левое колесо (машина полность плывет!) уткнулось в камень так, что вывернулось полностью, и остановило баркас. Кое-как раскантовались. Стас с крыши кричит: "Камни прямо по ходу! Забирай мористее!" В итоге мы оказались от берега метрах в 70. Морда машины начала тонуть и погрузилась почти по капот... Выглянул в окно - бочек и бревен не видно... 3.14здец, подумал я... Приплыли... Начал глазами собирать вещи в салоне, которые нужно было взять с собой вплавь на берег. Глубина под машиной была метра 3-4.
Пока думал, у баркаса остановился двигатель! "Водила" начал заводить его в штатном режиме, чинно и размеренно... Когда он сбросил с себя очки и кепку, и начал судорожно дергать за тросик стартера, я совсем расстроился... В лодке, как потом сказал Серега Фролов, паники не было. Была суета. Но мне то со стороны было виднее!
Ко всему прочему машина поворачивалась то носом в море, то бортом. Словил пару волн в борт высотой с надводную часть Годзиллы. Когда машина разворачивалась носом в открытое море (на расстоянии 70 метров от берега), было совсем печально... Но всё же машина выровнялась. Бочки всплыли. Немного отлегло. Вскоре запустили двигатель на баркасе. Какими-то немыслимыми маневрами (спасибо Фролову) развернули Годзиллу носом к берегу. Начали приближаться к земле...
Когда колеса начали касаться дна, пришло оно... Счастье! Которому не было предела... Уже потом по ЖПС посмотрел телеметрию заплыва. Прошли 240 м на плаву. Болтались на волнах 12 минут. Максимальная скорость движения была 1.6 км/ч.
Баркас потом ушел обратно на стан,
а мы перетащили остальные машины вручную по пребрежке, на прямую. "Плот" отцепляли от переплывшей машины и он уходил за следуюшей на кевларах.
Зацепили только одну машину за камни, всего разок. Причем потом выяснилось, что в дальнее плавание Годзилла уходила на 6 бочках, а прибрежники переправлялись на 9! Хотя наши вещи перевез баркас, а Терранозавр вез свои сам... Так весело у нас прошел день. А мы приобрели бесценный опыт! Архимеду респект и уважуха!
День седьмой. Устье р. Ирша.
Самый высокий и крутой подъем. Высота 9-этажного дома и угол до 70-80 градусов. Фото и видео этого передать не могут... Очково было всем. И чем тяжелее машина, тем было очковее Перецепляли лебедки по несколько раз за подъем, вися на страховках. Меньше часа не поднимался никто. Пилоты анусом могли перекусывать гвозди! Даже пешком вверх и вниз поднимались исключительно по веревкам.
Порадовал Татарин, затащивший на гору котел с молочной рисовой кашей, попутно покормивший пилота Тиранозавра, висящего на середине подъема. В 18:30 все были на верху. План минимум был дойти до подножья последнего подъема и там заночевать.
Дошли до него в 20:30. После взятых подъемов он казался таким простым... Решили подняться и выйти на ночевку из бамбука. А бамбук на том подъеме опять выходил за 3 метра в высоту. Мы оказались слишком оптимистичны... Поднимались 5 часов. Начался дождь, спустилась тьма. Лебедки выхватили по полной. У меня раплавилась оплетка сварочных проводов 35 квадратов. У Болотина разлетелась крестовина на заднем кардане, и машина стала 0ВД. Поднимались как в сказке про репку - Годзилла за дерево, Тиранозавр за Годзиллу, Митсубиси за Тиранозавра.
Дед шел своим путем... Как обычно...
В общем после часа ночи, выбравшись на более менее пологое место остановились на ночлег прямо в бамбуке. Все на лебедках, один за другим. Сидя.
День восьмой начался в 6 утра... В 10ом часу вылезли наконец из бамбука!
В 11:00 были уже на ПВО. Потом спустились на обед к японским рукомойникам.
Пообедав...
Поехали на выезд, в сторону Коврижки на встручу встречающей нас группе поддержки "Внедорожника"...
но группа поддержки Внедорожника немного опередила нас, и уже была на перевале на нашем подъезде к Шестоме. Там и решили остановиться на крайнюю ночевку.
С утра в воскресенье, часов в 15:00, двинулись домой. Серега Болотин поменял карданы местами и ехал обратно на заднем приводе. Прошел перевал красиво. Поддернули его всего разок. Дорога домой была долгой и скучной...