Мыс Елизаветы находится на полуострове Шмидта – самый север острова. Все подступы к нему - сплошные препятствия: болота, непролазная тайга, крутые скалистые берега с обеих сторон полуострова, непредсказуемые морские приливы и отливы, все это «приправляется» соусом в виде шаловливой погоды. Короче - мечта идиота, точнее джипера. Дойти до него означало бы доказать себе и окружающим, что ты лучший. Хорошая пища, для мужского самолюбия, неправда ли?
В «Южно-Сахалинском Джипер-Клубе» совещались не долго. После боевого клича: «Все на баррикады! Победа будет за нами!», стали готовиться к экспедиции. Первые «непонятки» возникли при сборе информации, которая основывалась, в большинстве своем, на слухах и предположениях: «кто-то, где-то, когда-то туда ходил, но этот кто-то сам не помнит, как ходил!» В общем, с проводниками было туго. Данные электронной навигации были очень противоречивы. К началу поездки мы имели довольно скудное представление, о том, куда мы идем. За месяц выяснили следующее: дорога до м. Елизаветы все-таки есть, но не до конца, ходят по ней только зимой на снегоходах да и то только до заброшенного поселка Ныврово. Летом даже местные не рискуют туда соваться – болота. После населенного пункта, еще пятнадцать километров неприступных прибрежных скал и крутых горных склонов. Нормальный человек бросил бы эту затею, но кто сказал, что джипер это нормальный человек. Старт экспедиции на м. Елизаветы состоялся, запланировано и организовано. Первого июля 2006 года, за поисками приключений на свой задний бампер, отправились пять машин: два «Крузера» семьдесят третьей модели, один «Пыжик», два «Сафаря» и еще один безбашенный эндурист на «квадрике». Короче, компания собралась разношерстная. Полтора дня добирались от Южно-Сахалинка до г.Охи. В «северной столице» острова заправились и докупили провизии. На любопытствующие вопросы, мол: «Куда вы парни?», отвечали не мудрствуя: «На север!» Такой ответ многих ставил в тупик: «Куда же дальше, мы же итак на севере?» Приходилось объяснять, что от Охи до крайней северной точки еще примерно 130 километров. Некоторые крутили пальцем у виска, некоторые, в нелицеприятной форме, подогревали подобное действие «крепкими словечками», но все, абсолютно все предлагали свою помощь… в случае чего. Добрые они – охинцы.
От «северной столицы», до заброшенного поселка нефтяников Колендо - тридцать километров приличной грунтовки. Потом еще тридцать километров по заказнику и все… Далее наступает неизвестность. Около часа искали нужное направление. В конце концов, им оказался неприметный поворот, который больше напоминал начало браконьерской дороги. Так и оказалось. Не смотря на то, что по пути нам встречались некоторые препятствия в виде небольших болот, ручьев и марей, дорога, для подготовленной техники, была вполне сносной. Видно было, что по ней периодически ездят. Но очень скоро эта лафа закончилась, точнее сразу, после того как мы достигли конечного браконьерского пункта в виде наспех построенной избухи. Дальше дорога постепенно перешла в направление. Здесь то и началось самое интересное.
Кто ходил по лесному торфянику, тот знает, какая это коварная штука. Тогда мы не знали. На юге острова подобных мест мало, поэтому большого опыта передвижения по этой «чучуваре» у нас не было. Шли, как могли, иногда неоправданно рискуя техникой, поэтому практически сразу «вкисли». Колона растянулась на километр. Каждый экипаж вынужден был выкарабкивался сам. К концу дня прошли около шести километров. Ночевали в кедровом стланике. Наутро стали подсчитывать потери. Больше всех досталось «крузакам»: у одного обломалась рулевая сошка, у другого лопнула рессора. На одном из ниссанов оборвали привод. Отремонтировать удалось только две машины, благо запчасти имелись. «Крузер» со сломанной рессорой пришлось оставить. Таким образом, одна машина вышла из строя, экипаж продолжил путешествие со всеми остальными уже пешком.
Дальше-хуже, пошел дождь. Некоторые пытались идти по следам, которые еще «при царе Горохе» оставил ГТТ, периодически засаживая «тачки» по самые «помидоры», Другие избрали иную тактику. Старались держаться пологих склонов сопок, так как только на них можно было чувствовать под ногами твердую почву. Правда здесь была своя проблема - лес. На джипах с длинной базой приходилось «крутиться» между деревьев. Одолевали коварные пеньки, которые оказывались под мостом, или под «раздаткой» в самый неподходящий момент. Боле-мене быстро передвигался квадрик. Но и ему тоже доставалось, особенно на бродах. Пилоту приходилось управляться со своей техникой в одиночку, а это, в подобных условиях очень непросто. К концу дня экспедиция потеряла еще один автомобиль. На этот раз последний представитель тойоты сломался окончательно. Опять подвела рулевая сошка - лопнула нафиг. Но, так или иначе, к вечеру продвинулись еще на 5 километров. Самое сложное, в подобных условиях - организовать достойный ночлег. Мокрые, грязные и уставшие все пытались хоть как-то подержать друг друга. Спасали хороший ужин, конечно же, спиртное (куда же без него) и песни под гитару. Слава богу, горлопанов в Джипер-Клубе хватает.
На следующий день бог Эндуро смилостивился над нами - старт был без дождя. Однако воды в болотах заметно прибавилось. Так, что это, естественно, отразилось на скорости передвижения - пошли медленнее. На одном из спусков «Пыжик» завалился на бок. Веселились все, особенно тот, кто сидел в салоне. Последствия акробатического этюда были несмертельными, однако пришлось повозится с заклинившей автоматической коробкой передач. На что ушло еще с полчаса. Между болотами, иногда выхватывали «бонус» - прогоны в пару километров по нормальной (если такое слово подходит) дороге. Здесь была другая тактика передвижения – «тапочек в пол и гари». Колея, однако! К обеду опять пошел дождь, который в очередной раз проверял на прочность участников экспедиции. Особенно штурманов. Бедолаги весь день провели под открытым небом, поэтому к вечеру представляли из себя жалкое зрелище. Ночевали на небольшом «пупке», между болотом и речкой. Это было как раз кстати. Потому как в торфяниках туго не только с питьевой водой, умыться и то не всегда получается.
Следующий день стал, по сути, началом конца. Впереди простилались громадные болота. На которых даже залебедиться было невозможно. На многие сотни метров ни одного достойного дерева. Но, тем не менее, колонна из трех выживших автомобилей, не смотря ни на что пыталась продвигаться вперед. Хотя все ЭТО больше стало напоминать неудавшеюся аферу. К обеду, худшие предположения подтвердились. Болота не заканчивались. Необходимо было принимать решение, о дальнейших действиях. Честно говоря, не хотелось верить, что экспедиция закончится таким вот образом. Но надо было рассчитывать свои силы и возможности еще и на обратный путь. А их оставалось все меньше: топливо заканчивалось, из трех лебедок, которые были в наличии, нормально работала только одна, ко всему прочему, пугала неизвестность. Поэтому решили возвращаться назад. Экипажи сломанных машин, сразу же отправились пешком до своих джипов. Необходимо было, каким то «макаром», эвакуировать технику. Благо, что один «крузер», тот что со сломанной рессорой, мог передвигаться самостоятельно. Решили, что на нем попытаются добраться до Охи и там искать помощь. Остальные же потихоньку, поедут назад.
В течении еще трех дней, остатки экспедиции шли по своим следам назад. Каждый в глубине души молил бога Эндуро о том, чтобы автомобили изрядно потрепанные, доехали домой своим ходом. Когда до выезда на нормальную дорогу оставалось совсем немного, встретился экипаж сломанной «семидисятки». Мужики сгоняли в Оху, поменяли рессору и везли остальным провиант и топливо. И то и другое уже было на исходе. С ними же приехал и водитель другого «Крузака». В Охе он слепил из того, что было, нечто похожее на рулевую сошку. Запчасть больше напоминала бесформенный кусок железа, однако внушала доверие. Экипаж последнего сломанного автомобиля отправился его ремонтировать, а все остальные в этот же день добрались до «твердой земли», где и решили дожидаться последнюю машину еще сутки. Если Крузер не появиться за это время, пришлось бы кому-то возвращаться в пампасы, на выручку. Однако все обошлось. На следующий день, своим ходом джип выкатился из этой «задницы» под названием «зимник до поселка «Ныврово». У всех отлегло. Неудавшаяся экспедиция заканчивалась не так-то плохо. Все люди живы и здоровы, автомобили могли передвигаться самостоятельно. Как-то само собой у экспедиции поменялось название. Теперь этот маршрут стали называть «Нывровидение-1» ( до мыса Елизаветы мы же так и не дошли). В этом названии и юмор и ошибки и желание одолеть непокорный маршрут. Поэтому, через несколько месяцев состоялось «Нывровидение-2», которое, к сожалению, тоже было неудачным. Однако в 2007 году обязательно состоится «Нывровиддение-3»…И как знать, возможно, именно этому названию суждено измениться и опять стать «Экспедицией на м. Елизаветы».