Район мыса Атласова для путешественников всегда был одним из самых малоизученных. Даже пешком добраться до него достаточно сложно. Вдоль берега путешественника встречают непреступные скалы, в обход – непроходимая тайга, болота, а так же коварный сахалинский бамбук. Но, тем не менее, до середины шестидесятых здесь была дорога, которая вела на пограничную заставу. Южно-Сахалинский «Джипер-Клуб», совместно с мотоклубом «Эндуро» решил пройти давно забытым маршрутом и в течении нескольких дней преодолеть восемнадцатикилометровый участок между мысом Канабеева и мысом Атласова.
Сама идея такой поездки родилась уже давно. Юг острова Сахалин уже достаточно изучен, поэтому «белых пятен» на нем осталось не так много. Мыс Атласова - одно из таких мест. Он находится на недоступном для техники промежутке восточного побережья полуострова Крильон. Дело в том, что полностью пройти Крильон на автомобиле не удавалось ни кому. Эта экспедиция стала первым этапом реализации амбициозной идеи.
Сорок лет заброшенная дорога не ощущала на себе тяжесть автомобиля, а окружающая тайга забыла звуки моторов. Сахалинская, буйная растительность, почувствовав себя полноправной хозяйкой, дала себе волю и похоронила под собой творение человека, почти не оставив следа. Первая попытка пройти по этой дороге была безрезультатной. Не учли многое. Во-первых, время года было подобрано неудачно – июль. Самый активный период сахалинской растительности. Те, кто хоть раз был на Сахалине в этот время, наверняка были удивлены необыкновенным гигантизмом большинства растений. Обыкновенный лопух может достигать четырех метров в высоту, толщиной стебля с человеческую руку. Поэтому профиль дороги часто терялся в этих дальневосточных джунглях. Во-вторых – техника, на которой была предпринята первая попытка, оказалась разного уровня подготовки и класса. Как потом показала практика, в подобный рейд лучше идти двумя-тремя экипажами, одинаковой подготовки. Надежней и быстрее.
В начале октября, учтя все эти ошибки, «Джипер-Клуб» решил завершить начатое и пройти этот маршрут до конца.
В поездке принимали участие пять «внедорожников» и два мотоцикла «эндуро». Первый день оказался самым простым. Если не считать испортившейся погоды и невышедшего на маршрут одного экипажа (возникли проблемы с гидравликой), то все было в порядке. Ехать по следам первой летней экспедиции было одно удовольствие. Несколько километров пути мы преодолели без карты и GPS. Но были свои трудности. «Вспухшая» после дождей река Могучи, стала труднопроходимой для эндуро. Пришлось переправлять их по воздуху, при помощи лебедочного троса и блока. В этой же речке пришлось оставить еще три машины. «Самурайчик» был перегружен, и речная грязь стала для него непреодолимым препятствием. На одном из бродов «утопили» «М-Паджеро». Подвел самодельный шноркель. Повезло, что двигатель вовремя «заглох», иначе пришлось бы повозиться с его эвакуацией. Неожиданно подвел один из самых подготовленных и надежных автомобилей ТЛК – 73. Его обездвижила сломавшееся рулевая сошка.
За два дня пути прошли всего половину пути. Не смотря на то, что экспедиция лишилась большинства экипажей, о возвращении назад не было речи. Слишком велико было желание «добить» этот маршрут, чтобы поездка стала отличным завершением всего полевого сезона. Поэтому после небольшого совещания, решили продолжить путь минимальным составом – одним автомобилем (Н-Сафари) и два мотоцикла.
Далее дорога шла через перевал в другой водораздел и выходила к реке Анастасия. Ее устье находится прямо на мысе Атласова – конечной точке нашего маршрута. Направление изрядно поросло бамбуком. Местами, поперек, шлагбаумами на пути лежали огромные старые деревья, поэтому приходилось довольно часто доставать топор и пилу. Спустившись к верховьям Анастасии, дорога переходила на болотистые участки и поля поросшие гигантским сахалинским бамбуком. Больше всего здесь досталось мотоциклистам. Ребята держались практически след в след за джипом, но иногда и это не спасало. Бамбук толщиной с указательный палец и высотой в несколько метров, становился в прямом смысле слова стеной на пути «легкой кавалерии». Вообще это растение пример живучести и неприхотливости. Его не берет ни огонь, ни вода, ни холод. Пилить его тоже бесполезно. Стебель у него, что называется, «стеклянный» Через несколько минут работы, бензопила приходит в негодность. И пилить ей после таких нагрузок, уже невозможно, даже дерево. Поэтому, ни чего другого не оставалось, как «тупо» пробиваться, через эти дебри. Во время очередного поиска дороги одного из разведчиков медведь загнал на дерево. После этого у парня появилась легкая паранойя - везде чудился «хозяин тайги». К концу третьего дня до заветной конечной точки оставалось всего полтора километра. Но осенний световой день короткий, в темноте сбились с пути, поэтому пришлось заночевать.
На следующее утро, всего за несколько минут дорогу нашли в десяти метрах от места ночевки. За два с половиной часа оставшиеся полтора километра были пройдены. Встречали «первопроходцев» удивленные пограничники и рыбаки. Они не могли поверить своим глазам. Один так и сказал: «Сегодня я услышал звуки моторов, и мне показалось, что я «гоню», когда мне сказал мой напарник, что он тоже слышал, то я решил, что мы «гоним» вместе!» Полтора часа отдыха и в обратный путь. Расстояние в восемнадцать километров, которое пришлось преодолевать несколько дней, обратно прошли за одиннадцать часов. Этой поездкой сахалинские путешественники доказали, что любая цель может быть достигнута, даже если она считается невыполнимой.