Основной целью этой однодневной поездкой были раскопки.
На месте поселка Быков в свое время располагалось большое японское поселение шахтеров, кроме этого рядом с японским поселком находился госпиталь (во времена вечно развивающегося социализма, на его месте располагался пионерский лагерь «Горняк»). Японская посуда, предметы быта всегда вызывали большой интерес у любителей истории Сахалина. Только не подумайте, что мы относимся к «черным копателям», ведь основная цель у таких людей - это материальная выгода. Для нас это, скорее, стремление узнать что-то новое о японской культуре, то что не прописано в книгах о Новейшей истории, а так же огромное желание первыми прикоснуться своими руками к «свидетелям прошлых лет» - находкам..
Эта поездка была второй , в первой поездке мы «копались» на правом берегу р. Найбы, в окрестностях п. Быков (п. Загорск). По словам местного жителе Артемки (иначе я его назвать не могу), в тех местах проживали зажиточные японцы. Отчасти он был прав, кое-что мы действительно нашли.
Во-первых: там установлен «Ларек» - школьный огнеупорный павильон «госинэйхоадэн». Это сооружение, как правило, прямоугольной формы, построенное в стиле характерных особенностей японской архитектуры первой половины двадцатого века. Такие павильоны строили близ школ, в них хранились «основные идеалы нового японского общества» - документ «Императорский рескрипт об образовании». В японской школе - это был пост №1. При пожаре, землетрясении императорские «святыни» сберегались с большим рвением, чем жизни учеников. Этот павильон был установлен рядом со школой поселка Ниси-Найбути.
Во-вторых: рядом с этим поселком находиться старые японское и корейское кладбища. К сожалению памятники могил, либо разбили, либо растащили вандалы. Однако, кое, что сохранилось.
От первой поездки нас разделяла неделя, за это время прошли дожди. Естественно, вода в реке поднялась. Мы, конечно подозревали, что брод будет глубоким. Но возвращаться обратно даже не думали, тем более, что мы уже прошли основную часть пути до места перехода на другой берег Найбы. Подойдя к переправе, наши сомнения по поводу способностей автомобилей увеличились. Однако, решили рискнуть. Первым пошел Андрюха Шонин, на своей более «лифтованной» «шестидесятке». Пройдя метров двести вниз по течению практически без проблем, он вышел на берег и дал сигнал Валерке Богатову на «семидесятке». Вот тут-то и началось самое интересное. Тогда еще не «лифтованная» «семидесятка», пройдя метров сто, поплыла, пока не заполнилась водой, после чего экипажу ни чего не оставалось делать, как сидеть и «курить бамбук». «Шестидесятка» «ломанулась» на выручку но, совершив один необдуманный маневр, «засела по уши». Так они и стояли одиноко по среди реки. Делать нечего, надо вытаскиваться. Но вот вопрос: «ЧЕМ? И КАК?». Лебедка стояла только на «шестидесятке» и то, только механическая, а движок нахлебался воды. Спасибо Богу «внедорожников», что не оставил нас в этой поездке без «палки-выручалки» - «Хай-Джека». Для того, чтобы вытащить близстоящую машину («семидесятку»), необходимо было соединить все троса, которые у нас были в наличии, так как до ближайшего крупного дерева было метров тридцать. Чтобы достать их из машины, соединить, зацепить и перетянуть их на берег, необходимо было произвести «моржовый» заплыв (поздний октябрь).
Тем же методом, что был использован во время заплыва по р. Урюм, мы стали вытаскивать «семидесятку». Примерно, через два с половиной часа машина была на берегу. Валерке повезло, движок запустился сразу. Осталась «шестидесятка». Перекурив, Андрей Шонин, проявив чудеса выносливости, погрузился в воду и поплыл цеплять трос к своей машине. К сожалению от переживаний мы не успели запечатлеть момент буксировки «шестидесятки». Но, зато когда многострадальную машину вытащили на берег, Андрюха не выходил из нее, пока мы не приготовили фотоаппарат. Также, как и на Урюме нам пришлось «сушить» двигатель. После всех наших приключений мы совершенно мокрые, уставшие, но не побежденные благополучно вернулись домой.